04 Декабрь 2020 20:00
Последние десять лет в мире активно развивается цифровизация всех сфер общества. Не обошел этот процесс и судебные институты разных стран. В частности, у них активно разрабатывается и внедряется электронное судопроизводство. Цифровизация любого процесса, практически исключает вмешательство человеческого фактора: упрощает процедуру, делает ее доступной из любого места и в любое время. С помощью цифровизации можно любую сложную процедуру осуществить нажатием нескольких кнопок, и не выходя из дома получить нужный документ или информацию.
Сегодня цифровизация активно внедряется не только в бизнесе, но и в социальных сферах. Практически все государственные органы имеют свои автоматические программы деловодства. Многие владеют базами данных и администрируют реестры.
Судебная система Украины тоже активно развивается в этом направлении. С 2011 года во всех судах Украины запущена автоматическая программа деловодства, налажена программа аудио и в последствии видеофиксация судебных дел, которая позволяет проводить судебные заседания в онлайн режиме. Запущен и администрируется реестр судебных решений.
Хочется отметить вклад Одесского региона в развитие цифровизации в системе правосудия. По инициативе ТУ ГСА (Территориальное управление государственной судебной администрации, -ред.) Украины в Одесской области, при поддержке проекта USAID «Справедливе правосуддя», согласно решения № 74 Совета судей Украины от 22 июля 2015 года на базе трех модельных судов нашего региона, были разработаны и внедрены элементы «Электронного суда», а именно обмен между участниками процесса электронными документами и формирования дела в электронном виде, что в последствии привело к разработке и внедрению электронного кабинета. Все эти процессы являются неотъемлемой частью цифровизации судебной системы и смежных институтов.
Но что такое на самом деле электронное деловодство, с чего все началось, какие были первые шаги по внедрению и как можно улучшить судебную систему в Украине? Об этом нам рассказал Владимир Куценко — заслуженный юрист Украины, кандидат юридических наук, член рабочей группы по вопросам цифровизации правосудия и смежных правовых институтов, Комитета по вопросам правовой политики ВР Украины под руководством народного депутата- Романа Бабия.
Что такое «Электронный суд» и на чем он держится
Электронный суд — это программный продукт, основой которого является автоматизированное деловодство в судах. Имея современную и удобную программу автоматического деловодства в судах, можно дальше развивать различные сервисы как для пользователей из судебной системы, так и для внешних абонентов. Ведь удобная, простая и многофункциональная программа автоматического деловодства в судах нужна не только судьям, работникам аппаратов судов и представителям высших судебных органов, но и пользователям судебных услуг, а также представителям смежных правовых институтов, которые ежедневно обмениваются информацией и документами с судами.
Сегодня каждая из государственных организаций использует собственные программы автоматизированного деловодства, но обмен документами происходит по старинке через распечатку документа на принтере. А дальше по стандарту: подпись, печать, канцелярия, конверт, почта и неделя на доставку. Либо оплачиваемый курьер. Согласитесь: эффективность этих программ вызывает сомнения. Как правило, во времена их написания и внедрения, архитектуре и дизайну продукта уделялось минимальное внимание. А ведь это – удобство для пользователей и максимальная автоматизация процесса! Простыми словами: мы хотим один раз ввести минимальную информацию, и все остальные данные должны подтягиваться автоматически с разных баз данных. Также судья, при написании решения, мог бы подобрать либо перепроверить, нужную информацию, законодательство, а возможно и практику вышестоящих судов.
Какие еще функции может выполнять программа автоматизированного деловодства
Современная программа должна сама контролировать установленные процессуальные сроки, в том числе: рассмотрение дел, изготовление и отправку решений. Тем самым, помогая судьям и аппарату.
С помощью автоматизированной программы, можно формировать отчеты, получать аналитику и анализировать судебную практику по любым категориям, как в разрезе отдельного судьи/суда/области/специализации, так и в целом по Украине. Таким образом можно быстро выявлять различные особенности практики и унифицировать подходы. Разница между подходами- одна из болезненных проблем, за которую нас критикуют и на международном уровне.
Можно приводить еще много позитивных функций, которые могут упростить, ускорить, удешевить и сделать более удобным, эффективным, быстрым и справедливым Украинское правосудие.
Кстати, укрупнение судов без новой программы деловодства – невозможно. И самое главное — подобные программные продукты уже существуют и прекрасно себя зарекомендовали в других странах. И я это видел своими глазами, — настаивает Владимир Куценко.
Устаревшая программа написания деловодства и ее последствия
Сегодня в Украине насчитывается только 667 судов общей юрисдикции. И в каждом из них, на сервере установлено программное обеспечение автоматического деловодства с ежедневной репликацией баз данных на главный сервер в дата центре.
К сожалению, на момент внедрения, (а это десять лет назад) данный программный продукт уже был отсталым, хоть и соответствовал потребностям того времени. О его несовершенстве напоминали постоянные еженедельные обновления, что негативно сказывалось на процессе работы.
Сегодня язык программирования Delphi, это как раз наш случай, остался в прошлом. Он, в основном, используется в госструктурах, так как за небольшие деньги, позволяет осваивать большие. В остальном — это прошлый век.
Мы не сможем хорошо разглядеть наше будущее через бинокль прошлого века! Так и у нас, мы не сможем сделать процесс правосудия более эффективным, используя устаревшую программу автоматического деловодства. В какую б обертку мы ее не заворачивали, и как не называли.
Поэтому внедрение Единой судебной информационно-телекоммуникационной системы (ЕСИТС), на базе устаревшего автоматического деловодства, может привести к бесполезной трате государственных средств и времени. В принципе, последние два года ее запуска именно это и подтвердили.
«С чего начинаем? С начала»
По моему убеждению, и я об этом говорю с 2015 года, процесс разработки и внедрения ЕСИТС, необходимо начинать с модуля автоматического деловодства, с учетом специализаций и инстанционности.
Как мы уже упоминали, для получения простого в пользовании, но эффективного программного продукта, необходимо задействовать IT-архитекторов и дизайнеров. Кроме того, они должны плотно взаимодействовать с целевыми фокус-группами, состоящими из судей, которые представляют разные инстанции и специализации. Необходимо предварительно провести анализ бизнес-процессов в судах, чтобы выявить состояние организации деловодства в судах на данный момент; эффективность взаимодействия структурных подразделений и судейского корпуса, а также разработать рекомендации по упрощению и повышению данной эффективности.
Успехи Министерства цифровой трансформации
Судейское сообщество должно понять, что никто кроме нас, не создаст для нас же удобный и качественный программный продукт. А время уже пришло. Мы видим, как Министерство цифровой трансформации, активно и успешно продвигается в нужном направлении для нашей страны. И я полностью их поддерживаю и искренне радуюсь результатам. Поскольку понимаю, как это архи сложно что-то менять, а тем более в области цифровизации госструктур. Против них всё: и традиции, и нежелание осваивать что-то новое, и борьба с коррупционной составляющей, и, конечно же, отсутствие средств.
По моему мнению, Минцифры должно играть ведущую роль в процессе цифровизации нашего государства, разрабатывая коммуникационные стратегии и стандарты. Также, необходимо приводить к единым стандартам различные ведомственные реестры и базы данных, устанавливать технические требования для сопряжения различных ведомственных программ и баз данных.
Особенности создания программного продукта для судебной системы
Что касается создания программного продукта для судебной системы, то здесь нужно придерживаться принципа разделения ветвей власти. Ведь мы говорим о программном обеспечении для всей судебной системы. Это деловодство не только судов, но и Высшего совета правосудия, Высшей квалификационной комиссии судей, Совета судей, Государственной судебной администрации, Национальной школы судей.
Понятно, что программа автоматизированного деловодства в судах, должна будет взаимодействовать с такими же программами в прокуратуре, полиции, налоговых органов, органах юстиции и других государственных и коммерческих органов и организаций.
Все могло сложиться иначе…
Кстати, сегодня отсутствие средств на марки и конверты, может ускорить внедрение электронного обмена между участниками процесса.
Жизнь и тяжелое экономическое состояние подталкивают нас к цифровизации. А ведь мы еще в 2015 году показали на модельных судах Одесского региона, что электронный обмен между участниками процесса, создание дела в электронном варианте и отправка электронного дела в апелляцию, возможно даже на базе устаревшего программного продукта, а также это существенно экономит деньги и время.
И если бы нас тогда услышали, и пошли по пути электронного обмена, то сегодня суды бы работали на новом программном продукте за счет сэкономленных средств. Ведь тогда, мы за год, на одном суде на марках, конвертах и бумаге сэкономили около 200 тысяч гривен. Умножьте эту сумму на 667 судов и на пять упущенных лет. Это не только новая программа, но и полностью обновленное материально техническое обеспечение. Ну а мы пока пытаемся из Жигулей сделать Мерседес. Так не бывает, но нас в этом пытаются убедить и у них это получается.
Текст: Ирина Яковлева