Олег Коротаев / Фото: © РИА Новости / Юрий Сомов
Огромный талант не гарантирует грандиозной спортивной карьеры. Потенциал Олега Коротаева был велик — советскому боксёру прочили золото Олимпиады, а в США даже предлагали колоссальный по тому времени контракт на миллион долларов… Однако жизнь спортсмена трагически прервалась, как только тот добрался до Нью-Йорка.
Страна дороже долларов
Олег Коротаев считался одним из наиболее талантливых представителей своего поколения в боксе. Первым большим успехом для молодого спортсмена стала победа на чемпионате СССР в 1970 году. В Каунасе он так и не встретил равного себе соперника в полутяжёлой весовой категории. Победив в финале Владимира Нестеренко из «Трудовых резервов», молодой представитель «Буревестника» заставил тренерский штаб сборной обратить на себя внимание.
Осенью того же года 21-летний спортсмен отправился в составе национальной команды на Кубу, где на глазах у Фиделя Кастро нокаутировал нескольких сильных боксёров, в том числе чемпиона Панамериканских игр Луиса Вальеро. В 1971 году Коротаев покорил уже американскую публику, разделавшись с местными звёздами. Досталось даже спарринг-партнёру Мохаммеда Али — Уильяму Ратлиффу.
Американские дельцы тут же решили переманить Олега в профессионалы. Боксёру сулил миллион долларов! Однако, поскольку агенты пытались договориться через советскую делегацию, шансов на успех было немного. Из-за такого пристального внимания капиталистов спортсмен только обрёл новые проблемы. Олегу пришлось публично отказаться от щедрого предложения, заявив, что миллионы советских граждан ему дороже долларов.
Олег Коротаев / Фото: © РИА Новости / Морено
Как бы то ни было, к мюнхенской Олимпиаде 1972 года спортсмен подходил в статусе претендента если не на золото, то уж точно на медаль. Но помешал конфликт с тренером Анатолием Степановым. Точные причины антипатии окутаны тайной, но известно, что специалист невзлюбил боксёра, а тот в ответ обвинял тренера в низкой квалификации и даже намекал, что Степанов брал со спортсменов деньги за попадание в сборную.
На практике все эти противоречия вылились в настоящую проблему для боксёра. Спорткомитет утвердил Олега первым номером на чемпионат Европы, но в Испании Коротаев так и не появился на ринге. Степанов предпочёл другого спортсмена в качестве основного и прогадал. Представитель Львова Метелёв провалился, а на чемпионате СССР-1972 Олег на практике доказал, кто сильнее, отправив конкурента в нокаут.
В Мюнхен Коротаев всё равно не поехал — проиграл в финале чемпионата страны, да ещё и вернулся на базу сборной через полчаса после отбоя. Степанов поднял скандал, спортивные чиновники встали на сторону тренера. Олега лишили всех званий, спортивной стипендии, да ещё и дисквалифицировали.
Проблемы с дисциплиной
В Мюнхене сборная СССР выступила неважно, Степанова уволили, Коротаева реабилитировали. Олимпийским чемпионом он так и не стал, но выиграл бронзу чемпионата Европы в 1973 году, а через год серебро чемпионата мира. На обоих турнирах уступил югославу Мате Парлову, действовавшему в крайне грязной манере. Оба раза балканец намеренно рассекал лицо своему противнику, заставляя врачей останавливать поединки досрочно.
Олег Коротаев / Фото: © РИА Новости / Д. Михайлов
Кстати, на чемпионате мира 1974 года советский боксёр в полуфинале отправил в нокаут американца Леона Спинкса, который на Играх-1976 взял золото, а в 1978 году побил самого Мохаммеда Али в профессионалах. Коротаев же в эти годы переживал не самый лучший период карьеры. У него стали возникать проблемы с дисциплиной: драки за пределами ринга превратились в обыденное явление.
Одно такое выяснение отношений в ресторане закончилось для Олега весьма плохо. Он вышел пообщаться с одним из представителей шумной компании и отправил противника в нокаут. Победа оказалась пирровой — поверженным оказался сын главы МВД Николая Щёлокова. Чем это могло обернуться, предположить было несложно.
Новая жизнь
Для спортсмена всё могло обойтись лёгким испугом. Тренер Георгий Джероян подключил всевозможные связи, чтобы вытащить боксёра из СИЗО. Спортсмен даже выступил на последнем для себя чемпионате СССР в родном Свердловске, где взял бронзу. Но проблемы с законом не остались в прошлом. Дома у Коротаева обнаружился полный комплект того, что советскому гражданину иметь не следовало: от оружия (пускай это было мачете от Фиделя Кастро) до наркотиков сомнительного происхождения. Злые языки намекали, что это месть высокого чиновника из МВД — мнения на этот счёт расходятся.
В тюрьме Коротаеву обеспечили условия для тренировок, но Олег уже потерял интерес к спорту. Он начал проникаться криминальной культурой и на свободу вышел с новыми связями, которые позволяли ему жить уже не так, как раньше. Вскоре бывший спортсмен снова оказался за решёткой, а когда в очередной раз стал свободным человеком, то нашёл себя в бизнесе. Правда, деятельность «бизнесмена» очень походила на работу в ОПГ.
В 1992 году доброжелатели намекнули Коротаеву, что на него готовится покушение. Тот не верил, но вскоре сам почувствовал, что действительно находится в сфере чьего-то пристального внимания. Бывший боксёр умчался за океан и попытался начать новую жизнь в США. Ушёл от криминальной деятельности, начал заниматься туристическим бизнесом, несмотря на наличие фиктивного брака, отправлял деньги семье в Россию. Новая жизнь длилась недолго — в январе 1994 года неподалёку от ресторана «Арбат» на Брайтон-Бич Коротаев получил пулю в затылок. Убийство до сих пор не раскрыто.