Мюнхенская «Бавария», на днях преподавшая весьма жесткий урок нынешним киевским динамовцам, однажды заставила покраснеть их предшественников из великой команды Валерия Лобановского образца второй половины 1980-х.
Валерий Лобановский (в центре)
Покраснеть не за игру и результат. В буквальном смысле. И тот эпизод динамовской истории символизировал настоящую революцию, прорыв, переход клуба в новую реальность.
Началось все с того, что в планах подготовки к сезону 1987 года, которую чемпион СССР и обладатель Кубка кубков европейских стран начинал в первые дни января в западногерманском Руйте, возник турнир по мини-футболу. ТАСС скупо сообщал: «Динамо» убедительно переиграло нидерландский «Аякс» (4:0), затем разгромило австрийский «Тироль» (6:2), сыграв в ничью со «Штутгартом» (2:2), сохранило первое место в группе и вышло в финал состязаний, где встретилось с мюнхенской «Баварией».
«Выиграв в напряженном финальном матче у чемпиона бундеслиги ФРГ «Баварии» (Мюнхен) со счетом 5:3, киевское «Динамо» завоевало победу в международном турнире по мини-футболу, который завершился в Мюнхене, — гласила итоговая заметка. — На матче, проходившем в зале олимпийского комплекса главного города Баварии, присутствовало 11 тысяч зрителей».
Замаскированное «Динамо» было неузнаваемо и для болельщиков, и для соперников. «Аякс» обыграли со счетом 4:0, «Баварию» — 5:3!..
В телефонном интервью «Спортивной газете» Валерий Лобановский раскрыл некоторые подробности баталий под мюнхенской крышей: искусственное покрытие, площадка — 45 на 22 метра, бортики с врезанными в них воротами, формат — пять игроков в поле плюс вратарь, два тайма по 14 минут с минутным перерывом. Проводили по два матча в день, при заполненных трибунах. Болельщики, выкладывавшие по 45 марок за билет, в накладе не остались. Чего стоило только развитие событий в решающем поединке: после первой половины — ничья 1:1, за шесть минут до финальной сирены «Бавария» впереди — 3:1, итог — 5:3 в пользу гостей, у которых дважды отличился Михайличенко, по разу — Демьяненко, Заваров и Яковенко.
Финал пришелся на день рождения Валерия Васильевича, которому футболисты и вручили выигранный трофей.
«Организаторы сначала не хотели его отдавать, поскольку приз этот переходной, — рассказал именинник журналистам. — Но, видимо, игра динамовцев настолько понравилась, что нашу команду пригласили на этот турнир и следующей зимой. Условились, что привезем кубок домой, покажем киевлянам, а через год вернем мюнхенцам. Возможно, на несколько дней…»
Дабы взять реванш за поражение в зале, «Бавария» провела с «Динамо» спарринг и на естественном газоне родного «Олимпиаштадиона». И таки выиграла — 3:2 (Хенесс, Пфлюглер, Бреме — Евтушенко, Яковенко).
«Условия были плохими, морозная погода до 15 градусов ниже нуля, жесткое, замерзшее поле. Зрителей было немного — около трех тысяч». Очередную информацию о подготовке чемпиона страны к сезону еженедельник «Футбол—Хоккей» сопроводил фотографией агентства DPA: игровой момент с участием Дитера Хенесса и Олега Кузнецова.
Всем прецедентам прецедент: 8 января 1987 года на товарищеский матч с «Баварией» динамовцы вышли не просто не в своей форме, а в форме соперника!
Самые дотошные из читателей наверняка обратили внимание на одну деталь снежно-белой формы динамовца: символ на груди и ниже — какой-то текст в строку. Сомнения и наверняка даже подозрения усилились после многострадального выездного матча четвертьфинала Кубка чемпионов с «Бешикташем»: пять безответных мячей турецкому чемпиону отгрузили хорошо знакомые игроки в футболках с иголочки с совершенно незнакомой надписью Commodore!
«Свою команду мы узнали не сразу, — соглашалась с читателями «Спортивна газета», тут же посвящая их в суть новшества. — Отныне международные матчи динамовцы будут проводить в форме с рекламой известной западногерманской компьютерной фирмы «Коммодоре». О подробностях этого соглашения стоит поговорить отдельно, что мы со временем и сделаем. Красноречив сам факт — продукцию этой же фирмы рекламирует также один из сильнейших клубов Европы, мюнхенская «Бавария».
Увы, никакие подробности первого в истории советского футбола подобного контракта по горячим следам так и не всплыли. Видимо, не все и не для всех было так однозначно, раз несколько месяцев спустя в буклетах, выпущенных к 60-летию «Динамо», на фотографиях надпись Commodore закрашивалась вручную, фломастером, и лишь затем продукция поступала в продажу.
Олег Блохин и его партнеры по «Динамо» уже несколько месяцев проводили международные матчи с рекламой спонсора, но цензура все еще пыталась оградить советского болельщика от этой вредной информации. С помощью фломастера…
Много лет спустя о «закулисье» той мюнхенской истории поведал нынешний вице-президент «Динамо» по связям с общественностью, авторитетный журналист и мэтр телерепортажа Алексей Семененко.
«Турнир по мини-футболу, само собой, являлся коммерческим, о чем в советской прессе предпочитали не упоминать, — рассказывает Алексей Михайлович. — Одним из предложений организаторов в адрес киевского «Динамо» было провести все поединки соревнований, а заодно и последующий спарринг с «Баварией» на большом поле, в футболках с рекламой Commodore. Под патронатом этой компании турнир, собственно, и проходил. Такие шаги могли тогда осуществляться только с одобрения высокого спортивного начальства, заседавшего в Москве. Но Валерий Васильевич ни с кем из чиновников согласовывать ничего не стал. Более того, по итогам выступления команды в Германии было принято взаимовыгодное для клуба и рекламодателя решение: провести под тем же брендом оставшиеся встречи Кубка чемпионов».
Можно предположить, что Москва ни за что бы не дала Лобановскому разрешения на эту рекламную крамолу. Какой «Коммодор», если всего за пару лет до этого в Регламент всесоюзных соревнований по футболу был включен пункт, предписывающий участникам выступать только в форме отечественного производства! Эта идиотская норма вызрела как «мнение общественности», возмущенной тем, что в сезоне-1984 московские торпедовцы решили щегольнуть в майках с надписью Torpedo на груди. Накануне 40-летия празднования победы над фашизмом это был откровенный вызов, усугублявшийся тем, что форма с латиницей для автозаводцев изготовлялась западногерманской компанией Adidas.
Трилистник с полосками — знаменитый торговый знак одного из лучших производителей спортивной экипировки — прятали тогда под эмблемы клубов, зашивали лоскутами или просто заклеивали пластырем. А ведь в случае с «Динамо» и Commodore фигурировала не только «идеологическая» подоплека — речь шла о валютном контракте. А уже сама попытка заработать что-то в обход неусыпно бдивших инстанций-паразитов была чревата «оргвыводами».
Для Игоря БЕЛАНОВА первичным всегда было содержание. На пути к признанию обладателя «Золотого мяча» и его товарищей по команде не могли остановить ни соперники, ни чиновники, запрещавшие Adidas
Иной бы поостерегся, но только не Лобановский. Весьма символично, что флотское звание коммодор соответствует сухопутной степени — между полковником и генерал-майором. Так что на фоне «перестроечных» ветров Железному Полковнику, как часто называли Валерия Васильевича на Западе, грех было не сделать решительный шаг вперед. Известный своим отношением к московским руко-водителям, он все чаще и настойчивее продвигал идею организационных изменений в советском футболе. В том числе и через близких к нему журналистов.
Совершенно не случайно, видимо, через несколько дней после динамовской «премьеры» Commodore на страницах «Вечернего Киева» под рубрикой «Полемические заметки» вышла статья Валерия Мирского, в которой, в частности, были и такие строки.
«Киевское «Динамо» за последние 20 лет привезло спорткомитету столько валюты, сколько, наверное, хватило бы на возведение мраморного стадиона. Но у самой команды все еще не находится средств, чтобы построить своей специализированной школе второе зеленое поле…
Сегодня уже не только футболисты понимают, что их ведомство поступает по отношению к ним несправедливо. Противоречие между всенародной заинтересованностью в повышении качества футбола для зрителей и эгоистическим желанием спортивного ведомства использовать футбол с минимальными затратами средств и интеллекта стало особенно острым в дни перестройки всего экономического механизма хозяйствования и расширения демократии».
…Ради великой цели можно было иногда пренебречь принципами. Тем более, что Лобановский не раз озвучивал свое кредо: принципам не изменяют — их совершенствуют. Наставник «Динамо», не признававший в футболе мелочей, был чрезвычайно суеверен в отношении игровой формы. Вряд ли зная об этом, организаторы Commodore Cup-87 весьма рисковали, предлагая облачить подопечных Валерия Васильевича в футболки… бело-красной расцветки. Видимо, решение принималось спонтанно, «на коленке», и «Динамо» одели в один из тренировочных комплектов «Баварии» (трусы и гетры остались бело-синими). Но, во-первых, турнир был выставочный, во-вторых — гешефт и в самом деле представлялся выгодным. Цифр так никто и не озвучил, но, помимо призовых за победу в турнире и рекламных бонусов, каждый член киевской команды привез домой по компьютеру.
А уж когда с новым спонсором «Динамо» в первом же поединке разгромило «Бешикташ», сотрудничество окончательно можно было признать успешным. Может, и на суперкубковую дуэль против «Стяуа» стоило выйти с Commodore на груди?..
Тем, что в полуфинале Кубка чемпионов-1986/87 киевляне уступили «Порту», огорчились не только Лобановский и его команда, но и компьютерщики из теперь уже не чужой для нас фирмы. Какой финал мог быть у главного еврокубка: «Бавария» — «Динамо»; и оба клуба — носители рекламы Commodore! Мечта спонсора (даже при том, что в непосредственной битве за трофей соперники по требованию УЕФА не имели права использовать на форме логотипы компаний, это правило действовало до 1995 года). Не сложилось. Как не вышло и у мюнхенцев завоевать свою четвертую чемпионскую амфору, как и в обоих поединках против киевлян, португальцы оказались сильнее — 2:1.
27 мая 1987 года. «Бавария» и «Порту» выходят на финальный матч Кубка чемпионов. На месте португальцев тогда могли и должны были быть другие «бело-синие»…
Впрочем, «Коммодор» свои дивиденды явно собрал. Скажем, ответный матч «Динамо» и «Бешикташа» в Киеве привлекал внимание не столько соперничеством команд (после 5:0 в Турции все было ясно), сколько предварявшей встречу церемонией вручения Игорю Беланову «Золотого мяча» еженедельника France Football как лучшему игроку Европы 1986 года. И разошедшиеся по всему миру кадры должны были символизировать: с Commodore футбольный компьютер Лобановского будет еще мощнее.
В те годы само понятие «компьютер» для советских граждан было чем-то из произведений научной фантастики. Возможность превратить обычный телевизор в многофункциональный «гаджет» поражала воображение даже больше, чем способности уже более доступных видеомагнитофонов. Сегодня вызывает ироническую улыбку основная характеристика самого популярного из устройств Commodore — 64 килобайта оперативной памяти, но на тот момент продукция пользовалась бешеным спросом.
Компания Commodore International (не немецкая, а американская, со штаб-квартирой в Честере, штат Пенсильвания) выпустила свой «64-й» на рынок в августе 1982 года по цене 595 долларов. За последующие 12 лет продадутся более 17 млн. компьютеров, что обеспечит этой модели место в Книге рекордов Гиннесса. Для C64 было создано порядка 10 тысяч различных программ, включая средства разработки, офисные приложения и игры, среди которых особое место занимали футбольные симуляторы.
В дебютных версиях футбольных симуляторов мяч был слегка квадратным, вертикальные линии слегка извилистыми, а Блохин и Маттеус, Беланов и Гомеш, Пеле и Марадона были все на одно лицо
И в большом футболе Commodore действовал с размахом. Именно эта компания стала первым глобальным спонсором: помимо «Баварии» и «Динамо», ее логотип и названия отдельных продуктов на стыке 1980-х и 1990-х годов красовались также на форме «Челси» и «Пари Сен-Жермен». По грустной иронии судьбы, в том же сезоне, когда три из четырех этих клубов оказались в одном квартете Лиги чемпионов, компания «Коммодор» объявила о своем банкротстве…
Возвращаясь в весну 1987-го, можно предположить, что именно революция, устроенная Валерием Лобановским, стала точкой отсчета «новой рекламной эры» в советском футболе. Последнему, правда, как и самому СССР, оставалось существовать недолго. Но за несколько отведенных лет «перестраивавшиеся» чиновники успели состричь купоны и с трансферных сделок, и со спонсорских контрактов.
Первые два соглашения о рекламе на футболках клубов-участников европейских турниров были централизованными. Или попросту навязанными «сверху». Осенью 1987-го киевское, минское, московское и тбилисское «Динамо», «Спартак» и «Зенит» выступали в международных матчах с логотипом OCRIM (итальянский производитель мельничного оборудования). А год спустя те же спартаковцы и минчане, а с ними «Металлист», «Днепр», «Жальгирис» и «Торпедо» стали невольными заложниками контракта на строительство в Союзе завода другой апеннинской компании — Danieli (оборудование для металлообрабатывающей промышленности).
Даже с «корпоративными» спонсорами, даже в бело-красной форме динамовцам Киева за свою игру краснеть не приходилось
И лишь затем, после перехода на «хозрасчет», большинство футбольных коллективов стали заключать спонсорские договоры без навязчивых «посредников». Это могли быть как относительно долгосрочные контракты, так и ситуативные.
Например, киевскому «Динамо» именно по условиям рекламного соглашения довелось еще раз изменить традиционным цветам. Всего на одну игру — товарищескую, со сборной Израиля в январе 1989 года. Немецкая авиакомпания Lufthansa, под эгидой которой прошла та встреча, видимо ассоциировала клуб из столицы Украины со сборной СССР, подготовив для гостей красно-белую форму. Визит динамовцев в Землю Обетованную и в самом деле больше походил на дипломатическую миссию, ведь официальные отношения между странами, оборванные в 1967 году, были восстановлены только в октябре 1991-го, незадолго до распада Союза…
Юрий КОРЗАЧЕНКО