30 Апрель 2021 15:51
Не так давно, в Украине был сформирован новый состав Совета общественного контроля при Государственном бюро расследований (далее — Совет), утвержденный приказом и. о. Директора ГБР № 866 от 24 декабря 2020 года. Это уже третья попытка создать данный консультативно-совещательный орган из представителей общественности. Реализация предыдущих двух воплощений совета не увенчалась успехом, в связи с определенными проблемами, связанными с организационным и содержательным функционалом данного органа. Чего же стоит ожидать от обновленного Совета при ГБР? Об этом рассказал адвокат Олег Ковальчук.
Прежде всего, следует вкратце объяснить, что этот орган из себя представляет. Совет общественного контроля — является коллегиальным консультативно-совещательным органом, который образуется для обеспечения прозрачности и гражданского контроля за деятельностью Государственного бюро расследований.
Основными задачами Совета общественного контроля являются:
- обеспечение прозрачности и осуществление гражданского контроля за деятельностью Государственного бюро расследований;
- содействие взаимодействию Государственного бюро расследований с общественными объединениями и другими институтами гражданского общества по вопросам, связанным с деятельностью Государственного бюро расследований;
- содействие получению руководством Государственного бюро расследований объективных сведений по общественной оценке выполнения Государственным бюро расследований возложенных на него задач.
Именно такое определение сущности Совета и ее основных задач предоставляет нам Положение о Совете общественного контроля при Государственном бюро расследований, утвержденное Указом Президента Украины от 5 февраля 2020 года № 42/2020.
Под конец прошлого года, а именно 30 декабря, состоялось первое заседание новообразованного органа. Видеозапись можно посмотреть на официальном YouTube-канале Государственного бюро расследований. Было заметно, что для большинства членов Совета это новый опыт – принимать участие в таком типе общественного формирования, но со своими первоочередными задачами они удачно справились. Были избраны председатель РГК, заместитель председателя, секретарь Совета, а также трое представителей Совета для представления Директору Государственного бюро расследований о включении их в состав Дисциплинарной комиссии ГБР.
Второе заседание было довольно коротким, но его участники успешно утвердили Регламент работы Совета общественного контроля при Государственном бюро расследований, Правила профессиональной этики работников ГБР и был создан почтовый ящик и аккаунт в социальной сети Facebook (который довольно тяжело найти на просторах данной сети, ведь поисковик в Facebook выбивает только старый аккаунт предыдущего Совета). В принципе, можно сказать, что работа РГК начала набирать разгон.
Повестка дня третьего заседания предусматривала утвердить «Заключение Совета, о деятельности Государственного бюро расследований» и разработку плана «Проекта деятельности РГК на 2020-2021 г.г.». Как было установлено на заседании Совета, работу ГБР за 2020 год можно признать удовлетворительной, но есть определенные недостатки, в связи с недостаточным финансированием». Обязанность по разработке плана «проекта деятельности РГК на 2020-2021 гг.» взяла на себя председатель РГК при ГБР. Кроме того, на почтовый ящик органа пришли первые письма от граждан и организаций и были назначены ответственные члены Совета за их рассмотрение.
Что же касается минусов нового Совета общественного контроля при Государственном бюро расследований.
Все еще не понятно, каким образом данный орган отражает настроение гражданского (украинского) общества? Среди нынешних членов Совета достаточно адвокатов, докторов и кандидатов наук, работников или бывших работников министерств, даже, есть военные. В их квалификации в правовой сфере и ареале деятельности ГБР довольно трудно сомневаться. Однако лишь небольшое количество из них действительно участвовали в общественных организациях, представляющих широкие общественные интересы.
Одной из основных проблем прошлых воплощений РГК было то, что ее участники хотя и были представителями крупных общественных организаций, однако не имели достаточной правовой квалификации в вопросах, связанных с деятельностью ГБР, да и принципе, в юридической сфере. Теперь все стало наоборот.
Кроме того, Совет все еще никоим образом не может проконтролировать конкретное дело, ведущееся следователями ГБР, к которому есть повышенное общественное любопытство. Конечно члены РГК могут обратить внимание руководства ГБР, однако и сам Директор данного Бюро не имеет процессуального статуса в этой категории, а выступает, в основном, как руководитель аппарата. Кроме того, существует такое понятие как «тайна судебного расследования» и заинтересованность Совета можно расценить как давление. Однако, сколько дисциплинарных производств постфактум в отношении работников ГБР, которые затем также будут рассматриваться несколькими членами Совета, можно избежать или прекратить.
Пока, по моему мнению, Совет общественного контроля выступает ВИП-общественной приемной. Группой людей, которая должна представлять гражданское общество, что просто может, вне очереди, принести заявление об уголовном правонарушении или «показать пальцем» Государственному бюро расследований нарушения прав. Хотя, будем надеяться, что в будущем это сможет измениться.
Также, я считаю, что этот орган должен честно и бесстрастно вырисовывать медийное изображение тех процессов, что происходят при деятельности ГБР. Доносить до публичности как победы, так и поражения в функционале Бюро.
Но, также заботиться о репутации Государственного бюро расследований. Способствовать увеличению веры социума в этот правоохранительный орган. Чтобы в каждом человеке жила уверенность, что приди он туда с заявлением о правонарушении, Бюро положит все свои силы на восстановление справедливости. И, в свою очередь, Совет должен делать все возможное в рамках своей компетенции, чтобы ГБР оправдал возложенное на него доверие.