Пока футбольные чиновники разных мастей надувают щеки и всеми силами пыжатся упаковать стартующие на этой неделе баталии украинских клубов в единый теле-УПЛ-пул, самое время припомнить — с чего это счастье начиналось и куда оно ведет.
Отцы и дети
Безгрешное зачатие премьер-лиги состоялось 14 ноября 2007 года, когда в столичном отеле «Киев» владельцы клубов выразили твердое намерение вступать в сезон 2008/09 уже не под эгидой ПФЛ, которой тогда заведовал бывший вице-канцлер «Шахтера», а под знаменами нового автономного образования.
В креативную рабочую группу, которой поручалась выработка базовых принципов бытия УПЛ, были делегированы самые активные кадры президентского пула — от ФК «Харьков» Виталий Данилов, от «Карпат» Петр Дыминский и от киевского «Арсенала» Вадим Рабинович. Кому знакомо содержание нехитрой басенки про лебедя, рака и щуку, тот хорошо понимает особенности всякого такого генезиса…
Со скрипом и блефом, но в апреле 2008-го дело дошло до подписания конвенции. И тогда в среде учредителей случился первый раскол — 4 из 16 клубов, а именно: «Днепр», «Кривбасс», «Металлист» и «Нефтяник-Укрнефть», сочтя создание премьер-лиги процессом поспешным, отказались ратифицировать наработки уполномоченных. Но 12 голосов «за» хватило для того, чтобы УПЛ все же была явлена миру.
Дальше пошли судебные тяжбы. Сначала Окружной административный суд Киева ликвидировал УПЛ, удовлетворив иск гендиректора «Днепра» Андрея Стеценко к госрегистратору — организационно-правовая форма лиги якобы не соответствовала законодательству страны. Но Апелляционный административный суд, в иерархии фемидных дел стоящий повыше, рассудил иначе и даровал лиге вид на легальное сожительство с клубами.
Ее президентом впоследствии избрали Виталия Данилова, в пользу кандидатуры которого говорило не столько президентство в недолго просуществовавшем ФК «Харьков», сколько депутатский мандат от Блока Юлии Тимошенко, на тот момент — действующего Премьер-министра Украины. А еще глава УПЛ входил в состав парламентского Комитета по вопросам топливно-энергетического комплекса, что воспринималось тоже как неплохой бонус…
Не возьмусь утверждать под стенограмму, но торжественные церемонии по случаю всякого рода награждений и прочие топовые футбольные тусовки президент Данилов почти не пропускал. Что с его стороны выглядело большим знаком внимания к коллегам по цеху. Но в феврале 2016 года он благополучно сдал уставшие бразды, а сейчас в стенах Верховной Рады представляет харьковский обком ребрендированной «Батьківщини».
Когда-то, к слову, однопартийцем экс-президента УПЛ был нынешний глава УАФ Андрей Павелко, в 2013-м, правда, изменивший БЮТу с другим «Фронтом» и потому верными юлианцами отвергнутый. Что, очевидно, позднее и обусловило футбольную отставку Данилова, случившуюся вскоре после заселения в Дом футбола новой команды, делегированной сюда с благословения пятого президента Украины.
На правах свадебного тамады премьер-лигой два года дали поруководить Владимиру Генинсону, не оставившему по себе никакой памяти, кроме шумного апгрейда эмблемы УПЛ, чтобы в 2018-м он передал барабан и литавры швейцарскому арлекину Томасу Гримму. Впрочем, марионетке из кантона Берн удачи надолго тоже не хватило, и когда он окончательно свалил, опустевший мундир довелось натягивать доморощенному исполнительному кадру с гордой фамилией Дикий.
Ему же достались и конспекты группы Рабиновича.
Отцы-основатели
Итак, получив беглое представление о менеджерском ядре футбольного прожекта с красивым логотипом, перейдем к тем, ради кого все это счастье затевалось.
Со времени зачатия УПЛ утекло немало воды, но летописи все же сохранили для благодарных потомков перечень клубов-учредителей украинской премьер-лиги. Которых сама история разделила на три разношерстные группы: участников всех турниров УПЛ, тех, кто пережил процедуру банкротства, и его не переживших.
В первую вошли 4 из 16 создателей лиги, и это (в алфавитном порядке) — «Ворскла», «Динамо», «Заря» и «Шахтер». То есть, к началу сезона 2022/23 не каждый отец-основатель доплыл до середины Днепра. А на этот берег выбрались и вовсе лишь четверть из поспешно стартанувших!
Вторая группа представлена 6 Фениксами, воскресшими в новом образе. В нее вошли «Днепр» (теперь он «Днепр-1»), «Карпаты» (ныне они в первой лиге «А»), «Кривбасс», «Металлист», запорожский «Металлург» (первая лига «Б») и переживший смену организационно-правовой формы «Черноморец».
Наконец, до сих пор не вернувшиеся в большой футбол в каком-либо перемененном лике, либо успевшие затонуть дважды — их тоже 6: киевский «Арсенал», «Закарпатье», донецкий «Металлург», ахтырский «Нефтяник», «Таврия» и ФК «Харьков».
Этот ранжир красноречиво свидетельствует о том, насколько основательными и выверенными были намерения клубов тогда, когда они брались за создание премьер-лиги. Ведь отнюдь не всегда их планы рушились под напором форс-мажорных обстоятельств 2014 и 2022 гг. По большому счету война как таковая добила только «Таврию» с донецким «Металлургом», остальные учредители уходили из большого футбола, пусть даже на какое-то время, по причинам вполне естественным.
Детский сад
Зато теперь едва ли не каждый из переживших банкротство и восстановивших статус членов УПЛ, как и новоприбывшие проекты с неопределенной перспективой, всерьез претендует на то, чтобы их голоса не просто были услышаны, а их мнения о развитии футбола в Украине на годы вперед были непременно учтены. Если же кто с ними не согласен — тот не подчиняется воле большинства, и пусть идет… в бан!
Слушая отдельных космонавтов, высказывающихся в подобном ключе, невольно задаешься вопросом, как долго новый «Кривбасс» будет отличаться от старого? И сколь велика разница между «Минаем» и учреждавшим УПЛ «Закарпатьем»? Или насколько планы ФК «Львов», не набравшего игроков для заявки на сезон, грандиознее устремлений ввысь даниловского ФК «Харьков»?..
Вопросы есть и к самой УПЛ. Почему за 15 лет она не обзавелась хотя бы сколь-нибудь современным официальным сайтом с контентом, соответствующим духу и пульсу времени, а также статусу профессиональной лиги? Зато эта пафосная директория со звездастым лого не мыслит своего будущего без единого телепула. Прямо как в басне про рыбку: «…И чтобы ты сама ей служила, и была бы у ней на посылках».
И еще о диктатуре домкома футбола. Исполняющий обязанности главы УПЛ на днях объявил, что решением исполкома УАФ права на телетрансляции футбольных матчей премьер-лиги принадлежат не клубам, а УАФ, которая — хочет, награждает ими, а — хочет, карает и делегирует их УПЛ…
С таким же успехом господин Дикий, ссылаясь на те же источники, может и дальше провозглашать что угодно. Например, грозить непослушным отбором у них прав собственности на клубные арены (у кого они есть), на контракты с игроками или национализацией электронной почты, телеграФ-каналов и средств мобильной связи. От УАФ и ручной УПЛ действительно можно ждать чего угодно.
Однако, к их несчастью, эти и другие конторы вынуждены коптить небо в правовых границах государства Украина. Чье законодательство худо-бедно, но все-таки регламентирует и защищает имущественные права разного рода хозяйствующих субъектов. Футбольных в том числе.
А права клубов на телетрансляции своих домашних матчей — из разряда юридически неотъемлемых. Имеющие альтернативную точку зрения на сей счет, включая голосующих каким угодно большинством и пренебрегающих моралью басен, пусть дерзают посягнуть на исконно чужое…
Игорь ЛИННИК