Известный журналист Николай Несенюк в своем Facebook прокомментировал старт ЧМ-2022.
Николай Несенюк
Это произошло осенью 1973 года. Тогдашние руководители СССР решили бойкотировать решающий матч за выход в финальный турнир футбольного Кубка мира-1974. Он должен был состояться в чилийской столице Сантьяго, но там перед этим произошел государственный переворот, не понравившийся московским руководителям. Так наши футболисты впервые в истории оказались вне мирового финала.
Лучшие матчи того турнира показывали у нас по телевидению. Поэтому отечественные футбольные болельщики, по крайней мере большинство из них, превратились в симпатиков команд Бразилии, Германии, Польши. И Нидерландов, чью сборную у нас тогда почему-то расхваливали сильнее, чем какую-нибудь Юлию Тимошенко перед выборами — причем абсолютно бесплатно. Я ни секунды не сомневался в победе западных немцев с великими Йозефом Майером в воротах, Францем Беккенбауэром в центре поля и Гердом Мюллером в нападении. Был уверен тогда и остаюсь с этой уверенностью до сих пор, что победить тех западных немцев могли только наши, взяв реванш за поражение в финальном матче Евро-1972.
В том проигранном финале у нас еще не было Олега Блохина и Леонида Буряка, а теперь они пребывали в лучшей своей форме. Но команды нашей там не было из-за того злосчастного переворота в Чили. Если бы не он, то мы теперь, возможно, слагали бы легенды не о победе над «Баварией» с Майером, Беккенбауэром и Мюллером в неофициальном Суперкубке Европы-1975, а о победе над Западной Германией в финальном матче Кубка мира. И Блохин стал бы лучшим футболистом Европы не в 1975-м, а в 1974 году! Но этот турнир прошел тогда без нас. А потом еще один, и еще, и еще! Мы уже привыкли к тому, что нашим футболистам за счастье просто попасть на мировой футбольный финал, а не выиграть его. К тому, что все самое интересное в мировом футболе происходит без нас. А началось все это почти полвека назад. И теперь нам следует работать над тем, чтобы вернуться в большой футбольный мир. Чтобы ничего в этом мире не происходило без нас.
Николай Несенюк