В плеяде мастеров, чью футбольную судьбу разделила на «до» и «после» Вторая мировая война, одно из ведущих мест занимает Павел Виньковатов. Как много он сделал в истории отечественного футбола — и как мало о нем знает наш современник! В год перед юбилеем со дня рождения великого форварда и заметного организатора футбола попробуем рассказать о человеке, который был настоящим любимцем столичной публики 40-х и первой половины 50-х годов XX века.
Павел Иванович Виньковатов родился 25 июля 1921 года в Харькове. И здесь имеем первый миф: вся тогдашняя пресса писала его фамилию именно как Виньковатов, но, как уверяют исследователи футбола, по документам он был Виньковатым. Получил начальное образование, в юности работал слесарем. Фамилия позже русифицировалось в прессе, а дальше ошибочное написание, как говорится, «узаконилось» и стало фирменным для большого форварда.
Играть Паша начинал еще школьником и в родном городе быстро завоевал авторитет. Юный форвард еще в 15 лет попал в «Сельмаш», а в 1939-м пробился в первую команду. За два года в одной из сильнейших команд Харькова завоевал такой авторитет, что стал завсегдатаем сборной города, а его имя называли рядом с великими Паровышниковым и Шпаковским. Неудивительно, что им интересовались — и всерьез. И вскоре «Сельмаш» потерял одного из ведущих футболистов.
Киевское «Динамо» в начале 40-х возглавил Михаил Павлович Бутусов — легендарный ленинградский форвард, представитель крупной футбольной династии, автор первого гола в истории сборной Советского Союза. Имея глаз на коллег по атаке, он заметил, переманил и задействовал и Виньковатова.
В главной команде УССР Павел Виньковатов дебютировал 27 апреля 1941 года, выйдя на замену, когда киевляне выиграли в Сталинграде у местного «Трактора» (3:2). Домашнюю премьеру сыграл 11 мая 1941 года в матче «Динамо» — «Зенит». Дождь с градом не распугал 25 тысяч зрителей и не сорвал игру. Но на скользком и вязком поле лучше освоились ленинградцы — уже на 11 минуте открыл счет Дементьев, еще до перерыва забил Коротков. Игра не шла у хозяев: вратарь «Зенита» отразил пенальти от Шиловского, и только после перерыва автогол и еще один 11-метровый помогли им отыграться.
А 24 мая 1941 года Виньковатов провел свой лучший довоенный матч за киевское «Динамо». В матче с тбилисскими одноклубниками киевляне выиграли — 3:0, а два гола записал в свой актив именно Пашуня. «Нападение киевлян играет дружно и напористо. Уже на 48-й мин. бурный натиск киевлян заканчивается комбинацией Онищенко — Скоцень — Щегоцкий. Хозяева поля не снижают темпа, и через 5 минут Виньковатов вбивает второй мяч. В последние минуты инициатива снова у киевлян, перед заключительным свистком Виньковатов забивает третий мяч. Тбилисская команда — «команда темпа» — проиграла, потому что уступала на этот раз в… стремительности и технике. Киевляне хорошо физически подготовлены; они отказались от прежней тактики мелкого паса и «кружевной» игры», — восторженно писал «Красный спорт».
Именно после таких матчей игроки и становятся любимцами публики. Особенно расцвел Виньковатов, когда Бутусов перевез в столицу Украины Дементьева — одного из самых авторитетных футболистов СССР, большого технаря своих времен. И в нападение собирал неординарных игроков. Пека забивал киевлянам, когда играл против «Динамо», и теперь учил Виньковатова своим премудростям. Вот только война, которая сломала миллионы жизней, сказалась и на судьбе Виньковатова. Эвакуировался, участвовал в организации перевозки имущества и оборудования в тыл, работал — и лишь в конце войны смог вернуться в игру.
В 1943 году смог почувствовать футбол в харьковском «Динамо», затем — в команде Киевского танкового училища. Рядом с несколькими более опытными патриархами-динамовцами, Виньковатов стоял у истоков возрожденной киевской команды. Славной, но обескровленной — потому что война очень больно ударила по УССР, многие не вернулись с фронта. Павел Виньковатов — одна из самых ярких звезд послевоенного киевского «Динамо». Тот игрок, на игре которого вырастали будущие «звездочки» — в том числе, великий Виктор Израилевич Каневский.
Виньковатов был среди ведущих игроков и бомбардиров «Динамо» (Киев) в победных розыгрышах Кубка УССР (а за пятилетку в 1944-1948 годах киевляне завоевали четыре чаши из пяти возможных). Павел был среди лидеров великой команды Ошенкова, которая стала вице-чемпионом СССР 1952 года и впервые в истории выиграла Кубок СССР двумя годами позже. Спустя годы эти достижения могут показаться скромными, но для становления клуба они имели решающее значение. «Динамо» утвердилось после провальных послевоенных сезонов, и следующие поколения киеводинамивцев уже будут расти с «менталитетом победителя».
Кем был игрок Виньковатов? Как крайний и полусредней форвард, он действовал в рамках тогдашних представлений об игроках этого амплуа: «Физически сильный, быстрый, отлично владел дриблингом. Благодаря умению нанести сильный и точный удар с обеих ног, несколько лет был лучшим бомбардиром команды», — оценивали его современники. И вот вам парадокс: умея завершать атаки лично, Виньковатов не был футболистом жадным. В качестве примера, «хрустальный финал» 1954 года. «Фомин прорвался сквозь нескольких соперников, разрезным пасом нашел слева Виньковатова, тот прокатил передачу вдоль обороны «Спартака». С равными шансами бросились на мяч двое — вратарь ереванцев Затыкян и форвард киевлян Коман. На секунду опередив голкипера, он протолкнул мяч мимо него в сетку ворот!..» Оцените, как Павел действовал во время одного из важнейших голов в истории нашего клуба.
При этом классические крайние и полусредние забивали в тогдашнем футболе заметно меньше, чем центрфорварды. А вот Виньковатов, по подсчетам авторитетного историка отечественного спорта Владимира Баняса, стал первым игроком «Динамо» (Киев), забившим 100 мячей в официальных матчах. От первого гола 24 мая 1941 года в ворота тбилисского «Динамо» и до сотого гола 6 июля 1954 года в ворота минского «Спартака».
Еще интересностей? Виньковатов славился еще и как автор особо важных голов. Много забивал в финальной пульке Кубка УССР 1944 года, забил оба мяча в финале розыгрыша 1946 года — и это дубль в ворота земляков из харьковского «Локомотива». Забивал также в финалах следующих сезонов — одесскому «Пищевику» и мукачевскому «Большевику». Сравнял счет в матче со «Спартаком» в 1946 году, забил памятный, победный, третий мяч в ворота сталинского ВВС (Москва) в 1947-м, сравнял счет ответным голом легендарном Федотову в 1949 году, когда киевляне сенсационно обыграли великий ЦДКА (ЦБЧА) — гранд послевоенного футбола СССР.
И еще много-много было этих голов — важных и памятных. В чемпионатах СССР за киевское «Динамо» Виньковатов в 1941-1955 годах забил 65 мячей в 217 матчах. Всего за столичную карьеру достиг магического показателя в 100. Выводил на поле динамовцев Киева в качестве капитана команды (периодически — в последние годы, системно — в сезоне 1948-го).
Завершив выступления, Павел Иванович судил матчи и возглавлял футбольные команды производственных коллективов, а в 1958-59 годах возглавлял клубную команду «Прогресс» (Бердичев). Именно там и именно при Виньковатове заявил о себе Анатолий Пузач — будущий великий динамовец. Он унаследовал от своего учителя немало черт, за которые самого Пашуню называли «танком»: умелый в нападении, смелый в завершении, с хорошо поставленным «убийственным» ударом.
Напоследок — очень органичные и яркие, как нам кажется, воспоминания современника: «Колоритной фигурой в линии нападения был Павел Виньковатов. При упоминании этой фамилии бывалые знатоки футбола оживятся. Вот уже, действительно, судьба бывает несправедливой. Прекрасный «технарь», который умеет обработать мяч в любом положении, обладающий сильным и точным ударом, Виньковатов иногда становился беспомощным в самых элементарных игровых ситуациях. И все потому, что зеленый газон поля не имеет идеально ровной поверхности. Чаще всего ситуация развивалась по следующему сценарию: Виньковатов проходит плотный заслон защитников, затем обматывает кипера. Ворота пустые. Надо бить. Павел Иванович заносит ногу для удара и… неожиданно падает. Удивление на трибунах. После повторения подобных случаев удивление превращается в возмущение. Трибуны кричат, свистят, улюлюкают. Кажется, ты на корриде. «Паша, голубчик, не упади», — умоляет интеллигентного вида болельщик. В то время, когда наименее воспитанная часть публики кричит во все горло: «Паша! Сундук! Расколись». Вот где надо уметь, не теряя хладнокровия, успешно довести игру до конца. Болельщики любили своего нападающего».