02 Сентябрь 2021 17:10
Рассчитывая купить товар за цену, которую вы увидели на ценнике, вы будете неприятно удивлены совершенно другой цифре в чеке. Как правило, той, которая будет выше, чем на ценнике. Обычно, когда вы говорите кассиру об этой ситуации, то слышите в ответ стандартную фразу: «Была переоценка, а мы не успели заменить ценник».
Что вам делать? Напомнить о законодательстве Украины.
Согласно ЗУ «О защите прав потребителей» ст.15 ч.1: потребитель имеет право на получение необходимой, доступной, достоверной и своевременной информации, которая обеспечивает возможность сознательного и компетентного выбора. Информацию потребитель должен получить до того, как купит товар или услугу.
Информация о товаре включает в себя: название товара, данные об основных свойствах продукции, сведения о содержании вредных для здоровья веществ, отметку о наличии в составе генетически модифицированных продуктов, сведения о производителе, дату изготовления, условия и правила приобретения продукта и данные о цене (тарифе).
Существует ст. 3 того же закона: продавец или исполнитель, который реализует продукцию, должен обязательно указывать цену каждой единицы такой продукции или одной категории продукции и цену одной стандартной единицы продукции.
Обязательно надпись цены товара должна быть четкой и простой для понимания. Цена ставится за одну упаковку товара. Если товар без упаковки — то цена за единицу товара.
Если на товар распространяется скидка, товар участвует в распродаже или по какой-либо причине ее цена снижена, то до потребителей должна доводиться информация о цене продукции, которая была установлена ДО скидки/распродажи/снижения и ПОСЛЕ начала их действия (ч.6 ст.15).
При покупке любого товара осуществляется договор купли-продажи. Согласно ст. 655 Гражданского кодекса Украины: по договору купли-продажи одна сторона (продавец) передаёт или обязуется передать второй стороне (покупателю) имущество в собственность. Покупатель принимает или обязуется принять имущество (товар) и уплатить за него определённую денежную сумму. А согласно ст.691 того же Кодекса: покупатель обязан оплатить товар по цене, установленной в договоре купли-продажи.
Таким образом, покупка в магазине — осуществление договора купли-продажи, а цена на ценнике — заявленная стоимость товара, которая указана в договоре. И именно по этой цене должна совершаться покупка.
Иногда магазин начинает своеобразный «шантаж»: вам говорят, что вы либо забираете товар по цене, которая зафиксирована на кассе, либо можете уходить. Но стоит помнить, что магазин не может вам отказать в продаже товара по цене ценника, ведь ст.633 ч.1 Гражданского Кодекса Украины обязывает продавцов выполнять условия публичного договора купли-продажи с каждым, кто к ним обратится.
А вот вы сами отказаться от товара можете.
Возвращаясь к ЗУ «О защите прав потребителей», обратите внимание на ст. 18: есть определённые несправедливые условия договора, которые нельзя включать в публичный договор купли-продажи. Ч.3 п.13 этого закона гласит, что несправедливым условием, в частности, является определение цены товара на момент его поставки потребителю или предоставление продавцу возможности увеличивать цену без предоставления потребителю права разорвать договор в случае увеличения цены сравнительно с той, что была согласована на момент заключения договора.
Соответствует ли цена в ценнике той, что появилась на кассе (чеке) необходимо проверять не отходя от кассы.
Итак, если вы обнаружили подобный обман, то у вас есть несколько вариантов развития событий:
- Вы сами откажетесь от товара и заберёте свои деньги, которые уже заплатили за товар.
- Можете смириться с ситуацией и уйти из магазина.
- Вернитесь в зал, сфотографируйте ценник, вызовете администратора или представителя руководства и добейтесь оплаты товара по той цене, которая указана в ценнике.
В случае, если вам не хотят идти на встречу — можете обратиться в суд, либо подать жалобу в защиту прав потребителей.